Как это ни печально, но надо признатьPЂЂЂ энергетика в целом и электроэнергетика в частности за годы независимости не только не продвинулась вперед, но даже утратила те позиции в мире, которые она прочно удерживала во временаPбывшего СССР. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, наблюдавшиеся в последние пять-семь лет, разрушительные процессы в энергетике продолжают доминировать над восстановлением и новым строительством. Прилагаемых усилий недостаточно даже для сохранения отрасли, и она в целом продолжает приходить в упадок.В мае текущего года Международный институт развития менеджмента (Швейцария) опубликовал ежегодные рейтинги конкурентоспособности 57Pстран мира в 2009 году. Украина заняла в этом рейтинге предпоследнее 56-еPместо. Свой весомый вклад в этот далеко не почетный результат внес и энергетический сектор экономики страны, состояние дел в котором эксперты указанного института отнесли к трем наибольшим вызовам, стоящим перед Украиной в контексте уровня ее конкурентоспособности в текущем году.Энергетика в год президентских выборов: возможные сценарии развитияВектор движения в сторону старения или восстановления и интенсивность этих процессов отличается в разных секторах электроэнергетики. Например, в гидроэнергетике благодаря успешной реализации совместного со Всемирным банком проекта реабилитации ГЭС Днепровского каскада процессы восстановления преобладают над процессами старения и износа. В других секторах электроэнергетики работа по восстановлению энергооборудования тоже проводится, но явно в недостаточных объемах. Вследствие этого процесс деградации в электроэнергетике является доминирующим, из-за чего и сама энергетика, и экономика страны несут большие экономические потери, также наносится огромный вред окружающей среде. При этом угрозы энергетической безопасности из отдаленных во времени превращаются в неотложные. Начиная с третьего квартала прошлого года, динамика негативных процессов, особенно в тепловой электроэнергетике, резко усиливается.Ситуация в тепловой электроэнергетике является определяющей для всей электроэнергетики, поскольку на ее долю приходится 64%Pустановленных мощностей Объединенной энергосистемы Украины. Четвертый квартал подряд генерирующие компании тепловых электростанций (ГК ТЭС) Украины работают убыточно. При этом убытки несут как компании, входящие в государственную Национальную акционерную компанию «Энергетическая компания Украины» (НАК «ЭКУ»), так и частная компания «Востокэнерго» (принадлежит Р.Ахметову). А это означает, что средств от реализации электроэнергии объективно недостаточно для покрытия даже себестоимости производства электроэнергии. Чтобы сбалансировать выручку от реализации и текущие затраты на производство, генерирующие компании взяли в кредит непосредственно или через государственное предприятие «Энергорынок» в Ощадбанке 3,2Pмлрд. грн. и задолжали около 1Pмлрд. грн. шахтерам за поставленный уголь.Если долг шахтерам частично можно погасить взаимозачетом, поскольку шахтеры сами задолжали энергетикам немалые суммы за электроэнергию, то собственных активов для погашения банковских кредитов у генерирующих компаний нет. Реальным источником погашения этих кредитов сейчас могутPбыть только новые кредиты банков. Поддерживать производство электроэнергии ГК ТЭС при 15-процентнойPубыточности можно также только при условии получения новых банковских кредитов. Как стало понятно из доклада министра топлива и энергетики Юрия Продана на заседании комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса Украины 23Pиюня, министерство видит два сценария решения этой сложной проблемы: добиться снижения действительно высоких цен на отечественный уголь или продолжать привлекать новые банковские кредиты. По оценке Минтопэнерго, для поддержки производства электроэнергии на ТЭС надо позаимствовать у банков до конца года еще 4Pмлрд. грн.Третий путь, который могPбы решить проблему по сути,PЂЂЂ это приведение тарифов на электроэнергию для населения в соответствие с реальными затратами на ее производство и транспортировку. Но этот сценарий министерство отбрасывает якобы из-за длительной процедуры реализации такого решения, поскольку для этого, по словам министра, понадобится два-три месяца.Рассмотрим оба предложенных Минтопэнерго предложения на предмет вероятности их реализации и возможных последствий для экономики страны в целом и энергетики в частности. Первое предложениеPЂЂЂ это тоPли добровольное, тоPли принудительное, по команде правительства, снижение слишком высоких цен на уголь. Такое решение в некоторой степени решает проблему убыточности теплоэлектростанций, но создает дополнительные проблемы в и без того сверхпроблемной угольной отрасли, и, естественно, его не поддерживают Минуглепром и угледобывающие предприятия. Следовательно, о добровольности нужно забыть раз и навсегда. ЧтоPже касается принудительного снижения цен на уголь по команде Кабмина, то по этимPже причинам на подобное развитие событий тоже надеяться не приходится.Таким образом, остаются новые банковские кредиты, без которых и текущее производство электроэнергии осуществлять невозможно, и старые кредиты вернуть нельзя. Следовательно, налицо все признаки финансовой пирамиды,Pжертвами которой обычно становится большое количество людейPЂЂЂ сотни и даже десятки тысяч. В нашем случае, если векторы движения в тепловой генерации не изменить, пострадает вся странаPЂЂЂ как население, так и производственный сектор, поскольку серьезные сбои в работе тепловой генерации парализуют работу всей объединенной энергосистемы Украины.Правда, есть сомнения в воплощении этого сценария в жизнь, ведь банки не склонны кредитовать убыточные проекты. В нашемPже случае вообще нет какого-либо проекта, а есть сознательно принятые неправильные управленческие и регуляторные решения, которые работу ТЭС в обычном режиме делают убыточной. При этих условиях рассчитывать на кредиты даже государственного банка довольно проблематично. Тем более что нужно продержаться в таком режиме как минимум до завершения выборов президента Украины, а это еще не один месяц. Ведь 17Pянваря состоится только первый тур выборов, потом второй тур, далееPЂЂЂ время для вступления новоизбранного президента на должность. Потом, в случае принятия политического решения, понадобятся еще два-три месяца на выполнение процедуры повышения тарифа. Поэтому на кредитах придется сидеть, в сущности, еще минимум год, и дополнительная сумма заимствований составит не 4,Pа все 8Pмлрд. грн. И это к уже имеющимся 3,2Pмлрд. Нужно также понимать, что за год такого хозяйствования в теплоэлектроэнергетике, кроме накопления астрономических долгов, углубятся уже существующие проблемы. Эти проблемы накапливались годами и уже сейчас являются неотложными, но для их решения всегда не хватало средств.Самая болезненная из существующих проблемPЂЂЂ устаревшие основные фонды ТЭС, 92%Pкоторых уже отработали свой ресурс. С небольшими исключениями генерация электроэнергии осуществляется на оборудовании, которое эксплуатируется почти полвека. Самый новый энергоблок на отечественных ТЭС датируется 1977 годом, самый старыйPЂЂЂ 1960-м. Следствием работы на морально и физически устаревшем оборудовании является сверхвысокий удельный расход топлива и такиеPже сверхвысокие показатели загрязнения окружающей среды, а также очень низкая надежность работы оборудования, которая с каждым годом снижается. Коэффициент полезного действия отечественных теплоэлектростанций находится в пределах 0,25ЂЂЂ0,33. Это вдвое ниже такогоPже показателя для современных когенерационных установок, которые сейчас вводятся в эксплуатацию в Европе и России.Еще менее утешительны показатели деятельности большинства отечественных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). На некоторых из них удельный расход топлива превышает этотPже показатель для ТЭС до 1,5Pраза, а общие затраты на производство электроэнергииPЂЂЂ в 2,5Pраза. Это связано как с устаревшим оборудованием, так и с потерей многих потребителей теплоэнергии и работой, в сущности, в кондиционном режиме. Дополнительной проблемой ТЭЦ является и то, что большинство из них работают на природном газе, который сейчас намного дороже угля.За годы независимости в Украине на ТЭС или ТЭЦ не введен в эксплуатацию ни один новый энергоблок, а попытки серьезно модернизировать несколько энергоблоков ТЭС нельзя считать успешными. В Украине так и не удалось запустить ни одного энергоблока со сжиганием угля в кипящем слое.Из-за своей убыточности генкомпании ТЭС, как и НАК «Нафтогаз Украины», пересталиPбыть плательщиками налога на прибыль, что является одним из факторов дефицита госбюджета.В связи с этим уместно вспомнить о так называем энергетическом кризисе в штате Калифорния (США), который произошел в 2000 году и следствием которогоPбыли веерные отключения потребителей из-за дефицита электроэнергии и повышения оптовых тарифов на электроэнергию до 5ЂЂЂ11Pдолл. за 1PкВт.час. Основной причиной того кризисаPбыло нежелание властей штата повышать регулированные (фиксированные) розничные тарифы на электроэнергию в год президентских выборов. И это несмотря на значительное увеличение оптовых тарифов на электроэнергию на конкурентном рынке. Вследствие такой политики энергоснабжающие компании понесли огромные убытки и не смогли платить генерации за произведенную электроэнергию. ПоследниеPже, при повышении спроса на электроэнергию, начали сокращать производство.У нас актуальны также выборы президента и такаяPже нелюбовь правительств к непопулярным решениям. И хотя реальное влияние тарифов на электроэнергию на уровень жизни украинцев сильно преувеличено, решения об их повышении всегдаPбыли непопулярными. Поэтому вероятность повторения калифорнийского энергетического кризиса, только в больших масштабах, в Украине довольно высока. При этом можно ожидать, что финансовый пузырь, который сейчас надувают в отечественной электроэнергетике, не продержится и года и лопнет значительно раньше. Прежде всего из-за невозможности привлекать все новые и новые кредиты. Вполне вероятно, что попытка реализовать именно этот сценарий приведет к вынужденному повышению тарифов, причем в разгар президентской кампании.Альтернативная энергетика, энергосбережение, социальная защита и тарифная политикаХорошо известно, что, встав на ошибочный путь,Pжелаемой цели можно так никогда и не достичь. Реализуя газ и электроэнергию по заведомо заниженным ценам, правительство Украины выбрало именно такой ошибочный путь, потому что при таких ценах никогда не удастся убедить собственных граждан в целесообразности использования соломы или отходов древесины для отопления частных домов. Хорошо известно, что наилучшая идея стопроцентно терпит фиаско, если она противоречит интересу. А при существующих ценах на газ и электричество, кроме хлопот и убытков, переход на солому и отходы древесины никакой выгоды энтузиастам этой идеи не приносит. И никакая пропаганда альтернативных видов топлива и энергии этот факт изменить не может. В тоPже время использование природного газа и электричества наPбытовые цели и отопление жилья в последние годыPбыстро растет. Так, при снижении потребления электроэнергии промышленностью за первые четыре месяца этого года на 28,7%Pпо сравнению с аналогичным периодом прошлого года население, несмотря на кризис, увеличило потребление электроэнергии более чем на 13%.PИ это на фоне падения реальных доходов домохозяйств в этот период. Это может свидетельствовать о следующем:а) оPбыстром наращивании энергооснащения частных домов и об использовании все тойPже полудармовой электроэнергии для отопления домов вместо природного газа, цены на который для крупных домохозяйств в последние годы повысились в разы и стали ощутимыми даже для зажиточных граждан;б) о росте коррупционных и теневых схем использования «бытовой» электроэнергии по сверхнизким тарифам на цели бизнеса.Необходимо отметить, что использовать низкие цены и тарифы на электроэнергию и другие коммунальные услуги как инструмент социальной защиты уязвимых слоев населенияPЂЂЂ это тоPже, что стрелять из пушки по воробьям. Ведь при отсутствии адресности низкими ценами и тарифами пользуется и так называемый средний класс, который вполне способен оплачивать счета по реальным ценам, и зажиточные украинцы, и даже миллионеры, количество которых с каждым годом, по данным налоговой администрации, растет. Причем закономерность такова: чем богаче семья, тем больший объем электроэнергии и коммунальных услуг она потребляет, а следовательно, и большую сумму дотации получает через цены и тарифы.В Украине нет достоверной статистической отчетности о распределении домохозяйств на группы по объемам потребления электроэнергии. Но оперативные данные, полученные от областных энергоснабжающих компаний, свидетельствуют, что более половины домохозяйств потребляют менее 100PкВт.ч электроэнергии в месяц, а суммарное потребление этих домохозяйств составляет примерно четверть от общего потребления электроэнергии населением. Даже если предположить, что эта половина населения живет за чертой бедности и ей нужна социальная поддержка, для
Тарифная политика в энергетике
Тарифная политика в энергетике
/ / Тарифная политика в энергетике
Тарифная политика в энергетике, — ВКурсе.ua последние новости
Комментариев нет:
Отправить комментарий